Кукольный мир.
Любопытно, что практически всегда ваша «новорожденная» кукла окажется
похожей на вас. В ее внешности «всплывут» черты вашего характера, ваш
творческий потенциал.
Г. Гаристе, психолог, куклотерапевт.
Г. Гаристе, психолог, куклотерапевт.
Посмотрев на эту куклу, что мы видим?Какая она? Грустная, веселая, серьезная... улыбается, смеется, плачет...Каждый человек опишет по-разному выражение лица куклы, внесет какую-то свою
Не об этот хотелось написать...
Так, нашла немного для информации о нас и куклах ...и.... захотелось поделиться...Две статьи, тема одна, но написано по-разному...
Кукла и куклотерапия
Кукла родилась вместе с человеком. Ведь древнейшие амулеты первобытных людей и идолы языческих эпох, по сути, тоже не что иное, как куклы. Созданные по образу и подобию человеческому, куклы нередко «оживляются», наделяется человеческими чертами характера и страстями и, кажется, начинают жить своей собственной особой жизнью. Это таинство, которое не всегда удается разгадать человеку. Поэтому кукла – наверное, один из основных символов в жизни, которые несут в себе достаточно глубокий философский смысл.
Кукла использовалась человеком для игры и обучения, для совершения языческих обрядов и исцеления, для защиты и поклонения. Она всегда была плодом фантазии и реальной реальностью – оберегающей, вдохновляющей, развлекающей и развивающей.
Анализ существующих отечественных и зарубежных публикаций показал, что автора термина «куклотерапия» определить сложно, однако, известно, что сама практика лечения куклами существует достаточно давно. Например, невропатолог Малколм Райт из Уэльса ещё в 1926 году использовал кукол и кукольный театр для работы с детскими неврозами, связанных с прививкой. И все же при популяризации термина «куклотерапия» и упоминании об ее эффективности в различных сферах применения, методологической основы собственно направления куклотерапии в данный момент времени не существует.
Вот и представляется нашему взору некая лоскутная картина использования кукол в различных видах терапии и психотерапии – гештальт-терапия, семейная психотерапия, психодрама, игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия и т.д.
В России на сегодняшний момент существуют различные школы, центры и организации, где основным методом воздействия является кукла – ее изготовление и взаимодействие с ней (визуальное и/или непосредственное), метод драматической психоэлевации (И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова),
- сказочная куклотерапия (изготовление кукол-марионеток) (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева),
- «Кукла – страх» как метод работы со страхом (гештальт-терапия) (Н.Кедрова),
- имиджевые куклы (Доктор Балу (Д.Гнездилов), А.И.Сорокина),
- платковые куклы, пальчиковые куклы «Набор эмоций» (А.Татаринцева),
- плоская кукла как метод работы со страхом (используется в арт-терапии),
- «Доктор-Кукла» как метод психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями, находящимися в больнице и в хосписе (А.Греф),
- естественная школа как метод знакомства с традиционной куклой (А. Греф, Е. Слонимская),
- куклартина (кукольная картина - объемная открывающаяся конструкция типа ящика, передняя сторона которой украшена рамкой, внутри, на заднем плане – живописное полотно, фотография или коллаж, например, интерьер, а на переднем – самодельные куклы, вписанные в этот интерьер) (московская арт-группа «Пси-арт»).
И, конечно же, это далеко не исчерпывающий список существующих методов и методик использования кукол в педагогике, психологии, коррекционной педагогике и психологии, психотерапии и терапии.
Поэтому важно, понимать цель использования кукол в различных видах помогающих отношений, а также различать особенности терапевтического и развивающего воздействия кукол.
Психологический аспект взаимодействия куклы и «хозяина» куклы раскрывает теория компенсации К.Г.Юнга, согласно которой «бессознательное, либо дополняя, либо компенсируя сознание, всегда стремится к сбалансированности». Кукла, созданная человеком, является символической проекцией его состояния и его личностных особенностей и межличностных взаимодействий. Символ же является в свою очередь проекцией бессознательного и «всегда действует как компенсирующий или комплиментарный элемент по отношению к сознательной области психики в конкретный момент жизни. … Вытесненный аспект жизни старается привлечь к себе внимание сознания компенсирующим символом, проявляющимся в сновидении, в фантазии или рисунке, тем самым стимулируя изменение в сознании». Таким образом, кукла может играть как компенсирующую роль в обучении и терапии, так и комплиментарную роль.
Кукла в руках мастера оживает. Двигая собственную куклу или наблюдая за ее движением, человек как будто также совершает подобные движения. В этом и состоит, на мой взгляд, один из важных терапевтических эффектов.
Танце-двигательная психотерапия непосредственно исследует качество движения и ощущения и эмоции, стоящие за ним. К. Хендрикс указывала на существование 3 основных областей работы в танце-двигательной психотерапии. Это тело и его движения, межличностные отношения и самосознание. И целями, соответственно, первой области являются активация тела и развитие его возможностей, второй области - установление базового уровня коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия, третьей - развитие Я-концепции и повышение самооценки через осознание собственного телесного опыта в движении.
Взаимодействуя с куклой, человек включает действие собственного тела; руководя движениями куклы, он взаимодействует с ней на кинестетическом, эмоциональном и межличностном уровнях. Он двигает ее и двигается сам, изменяя интонации и тембр голоса во время разговора с ней и во время текста за неё. Следовательно, максимальное включение в игру позволяет человеку дифференцировать собственные состояния и «состояния» куклы.
Через проективные механизмы человек, таким образом, обретает контакт с собственным телом, обучается проявлять и контролировать собственные эмоции, осознавать неосознаваемое, и получать доступ к вытесненным аспектам жизни.
Термин «куклотерапия» в буквальном смысле читается как «лечение с помощью кукол». Мир кукол многообразен. И возможности взаимодействовать с ними – тоже.Существует, по крайней мере, четыре таких способа:
- воображаемая кукла – кукла, которая живет в нашем сознании в каче-стве образа и может быть воплощена в реальность (например, в рисунке);
- реальная кукла – кукла, созданная человеком вообще, или руками автора;
- «живая» воображаемая кукла – кукла, образ которой оживает с помощью движений автора без реального ее воплощения (автор как будто становится куклой, т.н. проигрывание образа воображаемой куклы);
- «живая» реальная кукла – кукла, существующая в реальном воплощении, и оживающая с помощью движений тела «кукловода».
Куклы нашего времени
Кукла
по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она
является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет
представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами,
ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в
особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей
или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два
взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя
(свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а
с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир
человеческих отношений и представлений.
В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны ребенок вкладывает в уста куклы, ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, т.е. она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором». С другой - та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Именно на это обстоятельство нужно прежде всего ориентироваться при выборе игрушки.
Первая подружка
С куклой можно знакомить ребенка с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой - это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ. Причем малыш узнает человеческий образ и в неваляшке, и в простой узелковой кукле и особенно оживляется, вглядываясь в выразительное, почти человеческое лицо фарфоровой куклы. И хотя младенцы еще не играют с куклой, но встречаясь с ее взглядом, отвечают улыбкой и радостным оживлением. Поэтому встреча ребенка с куклой очень важна с первых месяцев жизни.
Начиная со второго года общение с куклой - это буквальное подражание. Ребенок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребенок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает свое окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима, не меньше, чем для девочек кукла-девочка.
В этом возрасте хороши и большие куклы-младенцы и голыши, которые пропорциональны росту ребенка. Для куклы нужно запастись только самым необходимым. Нужны кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом, и, конечно, простая посуда. Простынка и пододеяльник пока не требуются - ребенок должен сам легко справляться с кукольным бельем. А пока малыш и сам одевается с трудом, любую кукольную одежду он сможет только снять. Поэтому, чтобы игрушечный малыш «не мерз» раздетым, ему подойдет простой пришитый комбинезончик. Но дети любят купать своих «малышей», и поэтому вы, возможно, остановите свой выбор на кукле-голыше. У него тоже должна быть одежда, но застежка на ней должна быть совсем простой, вроде липучки или большой пуговицы, а вам сами придется следить, чтобы кукла после купания была одета и не «простудилась». Для игры понадобятся также тряпочки, которые в нужный момент могут стать кукольной пеленкой, одеялом, полотенцем или нагрудником. Возможно, тарелками и кастрюлькой для каши станет набор мисочек-вкладышей или маленьких корзиночек с крышками. А для «приготовления еды» пригодятся каштаны, крупные желуди и ложечка. Хорошо, если у куклы будет уютная лежачая коляска. А вот многочисленные бутылочки и баночки, которые часто входят в комплекты кукол типа Baby Born (переводится как «грудной ребенок») не потребуются до 6-7 лет.
Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребенок становится творцом своего мира и режиссером событий, в нем происходящих. Причем дети зачастую используют для этого любые мало-мальски пригодные вещи: например три палочки - большая, поменьше и совсем маленькая - становятся папой, мамой и ребенком. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это - свидетельство воображения малыша.
Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Подойдут куколки, которых удобно держать одной рукой - от 5 до 18-20см. Сначала вполне подойдут матрешки с красивыми неяркими лицами, а потом, когда появляется потребность в подробных изображениях действий - сели обедать, качаются на качелях - нужны фигурки маленьких куколок. Для них нужен дом с столиком, кроватками и прочим кукольным хозяйством. Вокруг дома могут быть деревья, дорожки, качели из самых простых подручных материалов, простые повозки и даже животные. Все это помогает ребенку строить свой мир и отображать в нем свой опыт и свои «представления о жизни».
Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Тогда малыш может дополнить, «дорисовать» ее образ. Одной из новинок кукольной индустрии являются так называемые expression dolls («экспрессивные куклы») - с ярко выраженными эмоциями. Выражение их лиц, как правило, утрированно и скорее напоминает гримасу: они кричат, сердятся, плачут, показывают язык, закрывают один или оба глаза и пр. Настроение, эмоциональное состояние, отображаемые куклой, четко и в деталях прорисованы и неизменны. Это тормозит детскую фантазию и делает куклу непригодной для игры, ведь в настоящей игре, благодаря своему воображению, ребенок может представить одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Именно благодаря этим удивительным силам воображения малыш оживляет куклу, и она наделяет способностью действовать и проявлять характер.
К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом.
В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Хорошо, если они большие, от 25 до 40—50 см, по внешнему виду близкие к ребенку по возрасту. Теперь большие куклы становятся важными, самобытными персонажами игры. Если в раннем возрасте нужна одна кукла, то теперь их требуется несколько, причем, и мальчиков, и девочек. У кукол должен быть достаточный гардероб одежды с разными видами застежек на разные сезоны года. Хорошо, если есть возможность соорудить недостающее из лоскутков. Теперь уже куклам нужны всевозможные аксессуары: расчески и резиночки для длинных волос, сумки и рюкзачки. Нужно обратить внимание на наличие у кукол обуви. Желателен также шкаф или коробка-комод для кукольной одежды, полка для разнообразная кукольная посуды и пр.
В этом возрасте внимание детей особенно привлекают красивые фарфоровые интерьерные куклы. Но эти куклы-«картинки» совсем не пригодны для игры из-за своего слишком парадного вида и по причине хрупкости. Лучше отложить их покупку лет до 8-9, когда ребенок сможет с ними аккуратно обращаться, а девочкам, возможно, и станет интересно, шить для них наряды.
Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств. Это сохранит простор для развития воображения. Техническое воспроизведение естественных отправлений и физиологических подробностей лишает ребенка возможности фантазировать, буквально высушивая это ценнейшее истинно человеческое качество.
Красавицы и монстры
По мере взросления ребенка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задает образ взрослого человека - девушки или юноши. На этом этапе для детей особенно привлекательными становятся образ Барби и ее друга и спутника Кена.
В последнее время велись бурные дискуссии по поводу вреда или пользы кукол типа Барби. Основной вред этой куклы виделся в пропорциях ее тела - выраженные женские формы при утрированной худобе и длине ног. Сейчас эти куклы уже прочно вошли в жизнь наших детей и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну, а лучше несколько подобных кукол. Поэтому совсем исключить их из обихода вряд ли возможно. Но следует помнить, что куклы Барби больше всего подходят для детей школьного возраста и игра с этой куклой не должна превращаться в коллекционирование.
Проблема в том, что куклы Барби на глазах обрастают имуществом - к ним прилагаются не только обувь и одежда, но и расчески, помады, велосипеды, нижнее белье, собачки, младенцы и пр. Уже не нужно ничего изобретать и придумывать - все прилагается в готовом виде. Пожалуй, вершиной такой игрушечной конкретности на сегодняшний день является «беременная» Барби, которая«наглядно моделирует»процессы беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть егоназад.
В последнее время ставшую уже традиционной Барби все более вытесняет кукла Братц, которая представляет собой девушку-подростка с утрированными чертами и ярким макияжем. У нее огромные накрашенные глаза, вызывающе чувственные губы и совершенно непропорциональное тело. Братц, как и Барби, обеспечена всем необходимым дамским «имуществом»: к ней прилагаются ультрамодные предметы одежды, разнообразные сумочки, сапоги (которые одеваются и снимаются вместе с частью ноги), мобильные телефоны, косметички, расчески и пр. Все это провоцирует желание девочек постоянно расширять его и накапливать не только самих кукол, но и кукольный гардероб, тем более что разнообразие и того и другого достаточно велико).
Проблемы, связанные с этими куклами не только в том, что они вызывающе выглядят, но и в том, что они подменяют настоящую наполненную фантазией детскую игру достаточно примитивным чисто внешним позерством. Ведь игра - это не развлечение, а трудоемкий процесс, и наибольшее удовлетворение дети получают от особо напряженной работы фантазии. Если в игре присутствуют четко фиксированные образы, происходит торможение фантазии самого ребенка. Кукла навязывают свой конкретный образ и способ действий, и поэтому не позволяет ребенку даже создать свой замысел. Игра заменяется манипулированием. Кукла сама диктует ребенку, что с ней нужно делать. Заданный образ так силен, что ребенок попадает под его влияние.
То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т.п.) Игра с монстрами - это, как правило, погоня, битва, пожирание.
Поскольку подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, собственная содержательная игра ребенка не формируется, она заменяется манипулированием. Тогда как хорошая кукла должна оставлять простор для собственной фантазии ребенка, давать возможность зарождению и воплощению собственных замыслов - то есть быть открытой для игры.
Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.
Между тем, современные куклы все более автоматизируются и приобретают самостоятельное существование.
Куклы-роботы, или куклы, оснащенные специальными программами, могут жить «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. Неокторые роботы очень малы: микродансеры, микробэби (миниатюрные куклы-младенцы), микрозвери. Такие существа реагируют на качание, подбрасывание, хлопки, поглаживание и прочие воздействия. Бывают роботы и покрупнее. Например, медведь, который обнимает любого желающего. Или робот-солист: если нажать на кнопку, он начинает со страшной скоростью кружиться по столу, подносить к голове-кастрюле микрофон и распевать в него китайские песни сомнительного качества. К тому же у него светятся электрическим светом глаза и подергиваются в такт музыке верхние конечности. Во всех этих случаях ни о какой игре не может быть и речи. Ребенок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.
По образу и подобию
Еще одно не менее серьезное последствие игры с куклами связано уже не с игрой, а с воздействием образа куклы на личность ребенка.
Давно замечено, что дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Через игру с куклой, отображающей человеческий образ формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. Куклы воздействуют на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности. Это явление в науке изучено недостаточно, но отдельные наблюдения весьма показательны. Вот один очень яркий пример. Мальчику 6 лет на протяжении долгого времени регулярно покупали все новых и новых монстров - маленьких, ненавязчивых, как считала мама. После продолжительной игры с ними внешний облик ребенка и его поведение существенно изменились: он стал все больше сутулиться, смотрел на окружающих исподлобья, говорил резким, надрывным голосом. В манере общаться все больше прорывались нотки диктата. Как ни странно, воздействие игрушек оказалось сильнее других формирующих факторов (музыки и хореографии).
Все эти особенности удалось преодолеть после того, как из детской комнаты убрали всех монстров.
Такое проецирование и телесное подражание объясняется тем, что ребенок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью. Все, что окружает малыша, буквально строит его облик и душу. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша. Такое впитывание происходит незаметно как для взрослых, так и для самого ребенка. И в этом опасность, особенно для маленьких детей. К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребенка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, дети способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося их черты на себя. А малыши пока не могут отстраниться, от того, во что они играют, они естественно вовлекаются в игру и сливаются с ней, а значит, принимают и переносят на себя характер своих игрушек. То, что годится для школьников и подростков, совершенно не подходит для дошкольников.И можно сказать совершенно определенно, что родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.
Выбираем куклу
У куклы, подходящей для игр ребенку есть несколько признаков:
Детская внешность, не слишком ярко и подробно прорисованная;
Телесные признаки пола отсутствуют;
Волосы прочно держатся, и их можно расчесывать;
Материал, из которого кукла сделана, желательно натурального происхождения, мягкий и приятный на ощупь;
Куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела.
Кроме того, у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону, а также домашнее кукольное хозяйство.
В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны ребенок вкладывает в уста куклы, ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, т.е. она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором». С другой - та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Именно на это обстоятельство нужно прежде всего ориентироваться при выборе игрушки.
Первая подружка
С куклой можно знакомить ребенка с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой - это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ. Причем малыш узнает человеческий образ и в неваляшке, и в простой узелковой кукле и особенно оживляется, вглядываясь в выразительное, почти человеческое лицо фарфоровой куклы. И хотя младенцы еще не играют с куклой, но встречаясь с ее взглядом, отвечают улыбкой и радостным оживлением. Поэтому встреча ребенка с куклой очень важна с первых месяцев жизни.
Начиная со второго года общение с куклой - это буквальное подражание. Ребенок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребенок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает свое окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима, не меньше, чем для девочек кукла-девочка.
В этом возрасте хороши и большие куклы-младенцы и голыши, которые пропорциональны росту ребенка. Для куклы нужно запастись только самым необходимым. Нужны кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом, и, конечно, простая посуда. Простынка и пододеяльник пока не требуются - ребенок должен сам легко справляться с кукольным бельем. А пока малыш и сам одевается с трудом, любую кукольную одежду он сможет только снять. Поэтому, чтобы игрушечный малыш «не мерз» раздетым, ему подойдет простой пришитый комбинезончик. Но дети любят купать своих «малышей», и поэтому вы, возможно, остановите свой выбор на кукле-голыше. У него тоже должна быть одежда, но застежка на ней должна быть совсем простой, вроде липучки или большой пуговицы, а вам сами придется следить, чтобы кукла после купания была одета и не «простудилась». Для игры понадобятся также тряпочки, которые в нужный момент могут стать кукольной пеленкой, одеялом, полотенцем или нагрудником. Возможно, тарелками и кастрюлькой для каши станет набор мисочек-вкладышей или маленьких корзиночек с крышками. А для «приготовления еды» пригодятся каштаны, крупные желуди и ложечка. Хорошо, если у куклы будет уютная лежачая коляска. А вот многочисленные бутылочки и баночки, которые часто входят в комплекты кукол типа Baby Born (переводится как «грудной ребенок») не потребуются до 6-7 лет.
Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребенок становится творцом своего мира и режиссером событий, в нем происходящих. Причем дети зачастую используют для этого любые мало-мальски пригодные вещи: например три палочки - большая, поменьше и совсем маленькая - становятся папой, мамой и ребенком. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это - свидетельство воображения малыша.
Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Подойдут куколки, которых удобно держать одной рукой - от 5 до 18-20см. Сначала вполне подойдут матрешки с красивыми неяркими лицами, а потом, когда появляется потребность в подробных изображениях действий - сели обедать, качаются на качелях - нужны фигурки маленьких куколок. Для них нужен дом с столиком, кроватками и прочим кукольным хозяйством. Вокруг дома могут быть деревья, дорожки, качели из самых простых подручных материалов, простые повозки и даже животные. Все это помогает ребенку строить свой мир и отображать в нем свой опыт и свои «представления о жизни».
Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Тогда малыш может дополнить, «дорисовать» ее образ. Одной из новинок кукольной индустрии являются так называемые expression dolls («экспрессивные куклы») - с ярко выраженными эмоциями. Выражение их лиц, как правило, утрированно и скорее напоминает гримасу: они кричат, сердятся, плачут, показывают язык, закрывают один или оба глаза и пр. Настроение, эмоциональное состояние, отображаемые куклой, четко и в деталях прорисованы и неизменны. Это тормозит детскую фантазию и делает куклу непригодной для игры, ведь в настоящей игре, благодаря своему воображению, ребенок может представить одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Именно благодаря этим удивительным силам воображения малыш оживляет куклу, и она наделяет способностью действовать и проявлять характер.
К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом.
В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Хорошо, если они большие, от 25 до 40—50 см, по внешнему виду близкие к ребенку по возрасту. Теперь большие куклы становятся важными, самобытными персонажами игры. Если в раннем возрасте нужна одна кукла, то теперь их требуется несколько, причем, и мальчиков, и девочек. У кукол должен быть достаточный гардероб одежды с разными видами застежек на разные сезоны года. Хорошо, если есть возможность соорудить недостающее из лоскутков. Теперь уже куклам нужны всевозможные аксессуары: расчески и резиночки для длинных волос, сумки и рюкзачки. Нужно обратить внимание на наличие у кукол обуви. Желателен также шкаф или коробка-комод для кукольной одежды, полка для разнообразная кукольная посуды и пр.
В этом возрасте внимание детей особенно привлекают красивые фарфоровые интерьерные куклы. Но эти куклы-«картинки» совсем не пригодны для игры из-за своего слишком парадного вида и по причине хрупкости. Лучше отложить их покупку лет до 8-9, когда ребенок сможет с ними аккуратно обращаться, а девочкам, возможно, и станет интересно, шить для них наряды.
Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств. Это сохранит простор для развития воображения. Техническое воспроизведение естественных отправлений и физиологических подробностей лишает ребенка возможности фантазировать, буквально высушивая это ценнейшее истинно человеческое качество.
Красавицы и монстры
По мере взросления ребенка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задает образ взрослого человека - девушки или юноши. На этом этапе для детей особенно привлекательными становятся образ Барби и ее друга и спутника Кена.
В последнее время велись бурные дискуссии по поводу вреда или пользы кукол типа Барби. Основной вред этой куклы виделся в пропорциях ее тела - выраженные женские формы при утрированной худобе и длине ног. Сейчас эти куклы уже прочно вошли в жизнь наших детей и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну, а лучше несколько подобных кукол. Поэтому совсем исключить их из обихода вряд ли возможно. Но следует помнить, что куклы Барби больше всего подходят для детей школьного возраста и игра с этой куклой не должна превращаться в коллекционирование.
Проблема в том, что куклы Барби на глазах обрастают имуществом - к ним прилагаются не только обувь и одежда, но и расчески, помады, велосипеды, нижнее белье, собачки, младенцы и пр. Уже не нужно ничего изобретать и придумывать - все прилагается в готовом виде. Пожалуй, вершиной такой игрушечной конкретности на сегодняшний день является «беременная» Барби, которая«наглядно моделирует»процессы беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть егоназад.
В последнее время ставшую уже традиционной Барби все более вытесняет кукла Братц, которая представляет собой девушку-подростка с утрированными чертами и ярким макияжем. У нее огромные накрашенные глаза, вызывающе чувственные губы и совершенно непропорциональное тело. Братц, как и Барби, обеспечена всем необходимым дамским «имуществом»: к ней прилагаются ультрамодные предметы одежды, разнообразные сумочки, сапоги (которые одеваются и снимаются вместе с частью ноги), мобильные телефоны, косметички, расчески и пр. Все это провоцирует желание девочек постоянно расширять его и накапливать не только самих кукол, но и кукольный гардероб, тем более что разнообразие и того и другого достаточно велико).
Проблемы, связанные с этими куклами не только в том, что они вызывающе выглядят, но и в том, что они подменяют настоящую наполненную фантазией детскую игру достаточно примитивным чисто внешним позерством. Ведь игра - это не развлечение, а трудоемкий процесс, и наибольшее удовлетворение дети получают от особо напряженной работы фантазии. Если в игре присутствуют четко фиксированные образы, происходит торможение фантазии самого ребенка. Кукла навязывают свой конкретный образ и способ действий, и поэтому не позволяет ребенку даже создать свой замысел. Игра заменяется манипулированием. Кукла сама диктует ребенку, что с ней нужно делать. Заданный образ так силен, что ребенок попадает под его влияние.
То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т.п.) Игра с монстрами - это, как правило, погоня, битва, пожирание.
Поскольку подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, собственная содержательная игра ребенка не формируется, она заменяется манипулированием. Тогда как хорошая кукла должна оставлять простор для собственной фантазии ребенка, давать возможность зарождению и воплощению собственных замыслов - то есть быть открытой для игры.
Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.
Между тем, современные куклы все более автоматизируются и приобретают самостоятельное существование.
Куклы-роботы, или куклы, оснащенные специальными программами, могут жить «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. Неокторые роботы очень малы: микродансеры, микробэби (миниатюрные куклы-младенцы), микрозвери. Такие существа реагируют на качание, подбрасывание, хлопки, поглаживание и прочие воздействия. Бывают роботы и покрупнее. Например, медведь, который обнимает любого желающего. Или робот-солист: если нажать на кнопку, он начинает со страшной скоростью кружиться по столу, подносить к голове-кастрюле микрофон и распевать в него китайские песни сомнительного качества. К тому же у него светятся электрическим светом глаза и подергиваются в такт музыке верхние конечности. Во всех этих случаях ни о какой игре не может быть и речи. Ребенок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.
По образу и подобию
Еще одно не менее серьезное последствие игры с куклами связано уже не с игрой, а с воздействием образа куклы на личность ребенка.
Давно замечено, что дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Через игру с куклой, отображающей человеческий образ формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. Куклы воздействуют на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности. Это явление в науке изучено недостаточно, но отдельные наблюдения весьма показательны. Вот один очень яркий пример. Мальчику 6 лет на протяжении долгого времени регулярно покупали все новых и новых монстров - маленьких, ненавязчивых, как считала мама. После продолжительной игры с ними внешний облик ребенка и его поведение существенно изменились: он стал все больше сутулиться, смотрел на окружающих исподлобья, говорил резким, надрывным голосом. В манере общаться все больше прорывались нотки диктата. Как ни странно, воздействие игрушек оказалось сильнее других формирующих факторов (музыки и хореографии).
Все эти особенности удалось преодолеть после того, как из детской комнаты убрали всех монстров.
Такое проецирование и телесное подражание объясняется тем, что ребенок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью. Все, что окружает малыша, буквально строит его облик и душу. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша. Такое впитывание происходит незаметно как для взрослых, так и для самого ребенка. И в этом опасность, особенно для маленьких детей. К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребенка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, дети способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося их черты на себя. А малыши пока не могут отстраниться, от того, во что они играют, они естественно вовлекаются в игру и сливаются с ней, а значит, принимают и переносят на себя характер своих игрушек. То, что годится для школьников и подростков, совершенно не подходит для дошкольников.И можно сказать совершенно определенно, что родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.
Выбираем куклу
У куклы, подходящей для игр ребенку есть несколько признаков:
Детская внешность, не слишком ярко и подробно прорисованная;
Телесные признаки пола отсутствуют;
Волосы прочно держатся, и их можно расчесывать;
Материал, из которого кукла сделана, желательно натурального происхождения, мягкий и приятный на ощупь;
Куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела.
Кроме того, у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону, а также домашнее кукольное хозяйство.
Человеку также трудно взглянуть на самого себя, как посмотреть назад, не поворачиваясь при этом.
Торо
Торо
Спасибо за внимание))
Хорошая статья!!!
ОтветитьУдалить